На главную
Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Оборонного и Энергетических Комплексов" (СРО "АСОЭК")



   

Закажите обратный звонок

СРО ОборонСтрой о налогообложении взнсосов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

  от 09 октября 2009 года N  03-03-07/25

О налогообложении взносов, уплачиваемых членами СРО

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения взносов, уплачиваемых членами саморегулируемой организации, и сообщает следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом N 315-ФЗ и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия требованиям, установленным Федеральным законом N 315-ФЗ. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в Федеральном законе N 315-ФЗ требованиями к саморегулируемым организациям.

Требования к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

В соответствии со ст. 55.4 Градостроительного кодекса одним из требований к некоммерческой организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации, является наличие компенсационного фонда.

Положениями ст. ст. 55.6 и 55.7 Градостроительного кодекса установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.

Исходя из положений ст. 55.8 Градостроительного кодекса к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

Таким образом, уплата данных взносов членами саморегулируемой организации является условием для получения допуска к осуществлению такими налогоплательщиками деятельности в вышеперечисленных областях.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Учитывая, что гражданское законодательство не содержит определения понятия "вступительный взнос в саморегулируемую организацию", взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Градостроительным кодексом, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию.

Исходя из изложенного доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, по нашему мнению, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются, если указанные взносы удовлетворяют требованиям, установленным Градостроительным кодексом.

Согласно п. 40 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в пп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Подпунктом 29 п. 1 ст. 264 Кодекса предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Учитывая, что уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов в саморегулируемую организацию является условием для получения организацией допуска к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные платежи организации, осуществляющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной
политики
Н.А. КОМОВА

 

Письмо Минфина РФ от 17.07.2009 г. №03-02-07/1-369 — об обязательном уведомлении налоговых органов об участии в российских и иностранных организациях (в том числе, в СРО)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 июля 2009 г. N 03-02-07/1-369

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения пп. 2 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Согласно п. 3 ст. 2 названного Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Учитывая изложенное, организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

17.07.2009

 

Взносы в СРО: бухгалтерский и налоговый учет

22 января 2010 г. 13:36 Печать E-mail Архив

Компания ГАРАНТ

Строительная организация применяет общую систему налогообложения. При вступлении в саморегулируемую организацию уплачены:
- вступительный взнос;
- взнос в компенсационный фонд;
- страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- членские взносы, которые уплачиваются раз в квартал.
Какой порядок учета таких взносов в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. В налоговом учете взносы, уплаченные в СРО, учитываются организацией как прочие расходы.

По нашему мнению, расходы на уплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, во избежание претензий со стороны налоговых органов, должны признаваться в составе прочих расходов равномерно в течение более чем одного налогового периода (с равномерным признанием в течение каждого налогового периода). При этом срок признания этих расходов организацией устанавливается самостоятельно. Членские взносы, уплачиваемые ежеквартально, могут быть признаны прочими расходами единовременно по мере оплаты.

2. В бухгалтерском учете расходы на оплату указанных в вопросе взносов и расходов на страхование отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов" и впоследствии списываются на расходы по обычным видам деятельности. При этом ежеквартально уплачиваемые членские взносы могут быть списаны на расходы в течение квартала, за который они уплачиваются. Списание расходов на уплату вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд СРО производится в течение срока и в порядке, установленных организацией самостоятельно.

3. Расходы на страхование в налоговом учете включаются в состав прочих расходов.

Обоснование вывода:

Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ с 1 января 2009 года в строительстве введена система саморегулирования.

Саморегулируемыми организациями (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительные работы) являются некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр СРО и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительные работы (п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ)).

При этом ст. 47, ст. 48 и ст. 52 ГрК РФ установлено, что виды строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные сро свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - Свидетельство).

При этом согласно п. 6 ст. 55.6 ГрК РФ Свидетельство выдается лицу, принятому в члены СРО, после уплаты им вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Кроме того, в случае неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов членом СРО, такой член может быть исключен из СРО (п. 3 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ). А это влечет за собой прекращение действия Свидетельства (п. 5 ч. 15 ст. 55.8 ГрК РФ).

Таким образом, к осуществлению строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются только те организации, которые имеют Свидетельство, для чего они должны являться членами СРО, уплатить вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также регулярно уплачивать членские взносы. Это означает, что без уплаты вышеупомянутых взносов организация не сможет осуществлять свою деятельность. И потому расходы в виде таких взносов являются экономически обоснованными, что позволяет их учитывать при налогообложении прибыли в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ при условии документального подтверждения.

Налоговый учет

В соответствии с пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких взносов является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов.

Таким образом, вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также регулярные членские взносы организация может включить в состав прочих расходов для исчисления налога на прибыль. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 09.10.2009 N 03-03-07/25, от 16.04.2009 N 03-03-06/1/254, от 02.04.2009 N 03-03-06/1/213, от 26.03.2009 N 03-03-06/4/22, от 26.03.2009 N 03-03-05/52.

Порядок учета расходов

При отражении в налоговом учете расходов на уплату разовых взносов, а также ежегодных регулярных взносов необходимо учитывать положения п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 12.08.2009 N 16-15/083054@). То есть, учитывая, что вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО уплачиваются один раз за весь период членства организации в СРО, а членский взнос - один раз в квартал, то такие взносы должны относиться в расходы в том периоде, к которому они относятся.

Однако следует отметить, что, по мнению Минфина России, п. 1 ст. 272 НК РФ применяется только к расходам, "осуществленным в рамках гражданско-правовых договоров. В отношении расходов, понесенных по иным основаниям (государственная пошлина за выдачу лицензии и другое), положения указанного пункта не применяются" (письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/132). То есть, учитывая указанное мнение Минфина России, можно прийти к выводу, что затраты на уплату взносов в СРО признаются прочими расходами по мере их уплаты (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Отметим, что в данном письме Минфин России свое мнение ничем не подкрепляет.

Ранее в своем письме от 31.05.2007 N 03-03-06/1/353 финансисты пришли к противоположному выводу и указали, что "расходы, связанные с приобретением лицензии на строительную деятельность, по нашему мнению, распределяются с учетом принципа равномерности признания расходов".

Исходя из этого организация может самостоятельно решить, в каком порядке учитывать расходы на уплату взносов в СРО - сразу по мере уплаты взносов либо равномерно в течение периода, определенного самостоятельно. Но при этом следует учесть, что указанные письма Минфина являются ответами на вопросы конкретных налогоплательщиков, а потому применение этих писем не оградит организацию от возможных споров с налоговыми органами (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Отметим, что судебная практика по вопросу порядка учета взносов в расходах отсутствует. Таким образом, вопрос о том, как учитывать уплаченные взносы - единовременно или постепенно, необходимо решать самостоятельно.

Если организация для снижения риска появления споров с налоговыми органами решит воспользоваться п. 1 ст. 272 НК РФ и относить уплаченные взносы равномерно в состав прочих расходов, необходимо учесть следующее. Исходя из того, что членский взнос, уплачиваемый раз в квартал, подтверждает фактически право организации на членство в СРО в течение квартала, то расходы на его уплату должны признаваться в составе прочих расходов в том квартале, к которому он относится.
Что касается вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, уплачиваемых единоразово, необходимо учесть, что Свидетельство выдается без ограничения срока его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГрК РФ). При этом действующее законодательство не содержит также ограничений срока членства в СРО. То есть Свидетельство, с получением которого связана уплата таких взносов, выдается на неограниченный срок.

Таким образом, организация вправе самостоятельно установить период и порядок принятия к учету расходов на уплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд в СРО. Расходы могут быть приняты к учету в целях налогообложения равномерными частями в течение установленного организацией срока. Главное - такой срок должен быть обоснованным (письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/132). При этом метод и срок списания таких расходов организация должна утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

Бухгалтерский учет

Учитывая, что уплачиваемые организацией взносы непосредственно связаны с ее деятельностью, то расходы на уплату таких взносов являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99). А потому такие расходы участвуют в формировании себестоимости строительных работ в соответствии с п. 9 ПБУ 10/99.

ПБУ 10/99 установлено, что расходы в бухгалтерском учете признаются с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов) (п. 18 и п. 19 ПБУ 10/99).

Исходя из того, что членские взносы платятся раз в квартал, а вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО уплачиваются один раз за весь период участия организации в СРО, полагаем, что расходы на такие взносы неправомерно сразу относить на расходы.

При этом ежеквартальные членские взносы могут быть списаны на расходы в том квартале, в котором они были уплачены. Что касается единоразово уплаченных взносов, то, поскольку, как указывалось выше, срок членства в СРО не ограничен, организация может самостоятельно определить, в течение какого срока признавать стоимость первоначального взноса и взноса в компенсационный фонд в расходах.

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое), в течение периода, к которому они относятся.

Таким образом, организация должна самостоятельно определить, в каком порядке (равномерно в течение определенного срока, пропорционально объему выполненных работ и т.п.) должны быть отнесены на расходы ежегодные членские взносы, а также вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО, уплачиваемые единовременно. При этом для вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО организация также должна определить и период, в течение которого они будут списываться на расходы. Период и порядок признания взносов в расходах должен быть закреплен в учетной политике организации.

Уплаченные взносы отражаются по дебету счета 97 в корреспонденции со счетом 76 в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - Инструкция). В дальнейшем они должны быть отнесены на расходы по обычным видам деятельности в соответствии с выбранным организацией порядком списания расходов будущих периодов.
Отметим, что в разделе III "Затраты на производство" Инструкции сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. По нашему мнению, расходы на уплату взносов могут быть отражены на счете 26 "Общехозяйственные расходы", предназначенном для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Организация должна самостоятельно определить порядок учета таких расходов.

Расходы на страхование

Согласно п. 6 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, ст. 263, ст. 291 НК РФ.

В свою очередь, п. 1 ст. 263 НК РФ определено, что в расходы организации на страхование включаются страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по поименованным в данном пункте видам добровольного страхования. Данный перечень носит открытый характер.

Так, пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ устанавливает, что в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на не поименованные в предыдущих подпунктах виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является L налогоплательщиком своей деятельности.
Подпункт 3 части 12 ст. 55.5 ГрК РФ предусматривает, что правилами саморегулирования могут устанавливаться требования о страховании членами СРО гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ.

Таким образом, как следует из указанных выше норм, страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ является одним из условий членства организации в СРО, что, в свою очередь, является условием для получения свидетельства, а значит, и осуществления деятельности в сфере строительства.

На основании изложенного считаем, что организация вправе учесть расходы в виде страховой премии в целях налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ. Включаются такие расходы в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ). Указанные расходы признаются в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 272 НК РФ.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалом, представленным в системе ГАРАНТ:

- Вопрос: Организация осуществляет деятельность по строительству вышек связи, прокладке трубопроводов, кабелей, линий связи и т.п. На сегодняшний день организация имеет лицензию на строительство зданий и сооружений 1-го и 2-го уровня ответственности. В связи с отменой лицензирования организация вступает в некоммерческое партнерство. Одним из условий вступления в общество является страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Уменьшает ли данный вид страхования налогооблагаемую прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2009 г.).

К сведению:

Минфин России в своем письме от 17.07.2009 N 03-02-07/1-3691 указал, что организации, являющиеся членами СРО, обязаны подать уведомление в налоговый орган в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ по форме N С-09-2 (утверждена приказом ФНС от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

25 декабря 2009 г.

 

-