БЕЛКОМУР - возрождение старой идеи
Внешэкономбанк (ВЭБ) и Межрегиональная компания "Белкомур" (МК "Белкомур") подписали Меморандум о намерениях по реализации проекта железной дороги БЕЛКОМУР. "Железка" протяженностью 1160 км пройдет по маршруту Архангельск - Карпогоры - Сыктывкар - Пермь - Соликамск. Этот проект, впервые разработанный еще до 1917 года, планируется реализовывать в рамках государственно-частного партнерства в срок до 2017-2018 года.
Ряд стран бассейна Персидского залива и Скандинавии, а также, Япония, Китай, Южная Корея уже проявили интерес к этому проекту. Это не случайно, ведь эта железная дорога в сравнении с Транссибом более чем на 25% сократит расстояние перевозок, осуществляемых между восточноазиатским и скандинавско-балтийским регионами. Также, с ее помощью появляется потенциальная возможность выгодного освоения крупных ресурсов энергетического, металлургического, алмазного и лесного сырья в примыкающем регионе. Здесь же находится одно из крупнейших в мире месторождений высококачественных калийных солей. Общая территория рассматриваемого региона (порядка 500 тыс. кв. км) сравнима с территорией Испании.
Сооружение только пермского участка, по экспертным данным, сократит расстояние перевозок как минимум на 400 км и уменьшит почти половину их стоимости. Кроме того, это создаст кратчайший выход из Республики Коми на Урал, а с Урала - на Архангельск, Карелию и порты Финляндии. Создание "северного звена" (юго-восток Архангельской обл.) позволит сократить пробег грузов минимум на 160 км и стоимость грузоперевозок на 20-65%. Как и "южное звено", этот участок пути даст кратчайший выход многим регионам РФ к портам Архангельска, Мурманска, Кандалакши и Беломорско-Балтийского канала.
Сооружение и эксплуатация БЕЛКОМУРа является мощным стимулом как для внутреннего социально-экономического развития Северо-Западного и Уральского регионов, так и для взаимодействия с другими регионами РФ, зарубежными рынками. Кроме того, будет существенно удешевлено регулярное снабжение Европейского Приполярья РФ товарами первой необходимости из других российских регионов. Планируется, что эта магистраль станет собственностью государства, а компания-концессионер получит право на ее эксплуатацию с получением прибыли в расчетный период времени, на несколько десятков лет.
По мнению губернатора Пермского края Олега Чиркунова, для Коми реализация проекта БЕЛКОМУР имеет особую важность. Он отметил, что это входит в стратегию долгосрочного развития
железнодорожного транспорта. "Мы практически с нуля возрождали идею,
потеряв массу времени", сетует глава Пермского края.
Общий объем ожидаемых инвестиций планируется на уровне порядка 400 млрд. рублей.